andrei_bt (andrei_bt) wrote,
andrei_bt
andrei_bt

Category:

Ракетный истребитель танков ИТ-1 празднует юбилей

6 ноября 1968 года, ровно 50 лет назад, был подписан приказ Министерства обороны СССР «О присвоении ракетному истребителю танков официального названия «истребитель танков ИТ-1». Машина родилась в стенах танкового КБ Уралвагонзавода, а ракетный комплекс для неё изготовили в Туле.
ИТ-1 выпускался серийно с 1968 по 1970 годы. Всего было выпущено 220 машин. Ими оснастили два батальона. В Белорусском военном округе их получили танкисты, а в Прикарпатском – артиллеристы.




Задача создать экспериментальные образцы машин с ракетным вооружением была поставлена перед инженерами в конце 1955 года. За дело взялись четыре группы КБ и НИИ. Танковое КБ Уралвагонзавода, которое на тот момент возглавлял Леонид Карцев, в составе одной из групп работало над истребителем танков весом 25-30 тонн. И только эта машина была доведена до конца и принята на вооружение.

ИТ-1 был создан на базе танка Т-62 и имел ряд особенностей и преимуществ. Машина соответствовала, а иногда и превосходила все характеристики подвижности среднего танка. На ее башне отсутствовали выходящие за габариты корпуса элементы. Истребитель также отличался высокой вероятностью попадания в цель типа танк (90%) даже на максимальной дальности. А стабилизация в обеих плоскостях прицела гарантировала практически одинаковую вероятность попадания как с места, так и сходу.

В числе положительных характеристик бронемашины и простота подготовки наводчиков, которая почти не отличалась от подготовки их коллег в составе танковых экипажей. Ещё одна важная особенность: наличие дублирующей ручной системы управления ракетой.
ИТ были сняты с вооружения уже в 1972-1973 гг. и переделаны в тягачи. Причин было несколько – устаревшая элементная база электроники, значительная мертвая зона. Главный довод, предопределивший судьбу ИТ-1, точно обозначил Леонид Карцев. Он говорил о том, что танкисты хорошо обслуживали и обеспечивали запчастями машины только по танковым узлам, а артиллеристы – только по системе вооружения. Армия была не готова к эксплуатации такой бронетехники. Да и оценку ей дает реальный бой, в котором ИТ-1 так и не участвовал.

«Появление этой машины в Нижнем Тагиле ещё раз доказало, что коллективу КБ Уралвагонзавода по плечу любая государственная задача», - подчеркивает научный редактор Уралвагонзавода Сергей Устьянцев.

Одну из первых серийных машин ИТ-1 можно увидеть в Музее бронетанковой техники УВЗ. Она использовалась для заводских испытаний и долгое время хранилась в механосборочном цехе предприятия. И только в 1986 году её передали в экспозицию музея.

Источник - http://uralvagonzavod.ru/presscenter/release/1209














Tags: История, ПТРК
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo andrei_bt october 25, 2018 19:47 85
Buy for 50 tokens
Один из самых необычных и принципиально новых проектов в истории танкостроения. Компоновка, обеспечивающая не имеющие аналогов уровни защиты экипажа, подвижности и огневой мощи: - защита экипажа с уровнем, эквивалентным ~2000 и ~4500 от БПС и КС, 200 и 600 с верхней полусферы; - 32…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments